АДАПТИВНЫЙ ИНТЕРФЕЙС БОРТОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Е. И. Степанова, С. К. Киселев

Аннотация


Статья посвящена актуальной проблеме — повышение безопасности полетов воздушного
судна (ВС). В статье рассмотрена возможность снижения зрительной нагрузки пилота отобра-
жаемой на приборной доске пилотажно-навигационной информацией. Целью статьи является
определение пилотажных параметров, повышающих зрительную нагрузку пилота, при этом
не влияющих на успешное выполнение пилотажной задачи. Для этого проведен анализ дан-
ных, выводимых бортовой информационно-управляющей системой на электронный индика-
тор и действий пилота на разных этапах полета. Выявлена и обоснована необходимость ото-
бражения на экране многофункционального индикатора летательного аппарата пилотажно-
навигационной информации адаптированной под этап полета.
В материалах статьи описываются характеристики адаптивного интерфейса бортовой
информационно-управляющей системы летательного аппарата. Особое внимание уделено ана-
лизу особенностей взаимодействия пилота ВС с бортовым оборудованием, в данной случае с
пилотажно-навигационным индикатором.
Рассмотрен способ, позволяющий снизить зрительную нагрузку пилота путем адаптации
отображаемой пилотажно-навигационной информации под этап полета и сокращения количе-
ства отображаемых на экране многофункционального индикатора приборной доски данных.
Рассмотрены материалы по исследуемой теме, предложена модель, позволяющая провести
адаптацию отображения пилотажно-навигационной информации и описывающая ее зависи-
мость от этапа полета ВС.
На основе полученных данных проведена оценка эффективности применения адаптивного
интерфейса бортовой информационно-управляющей системы летательного аппарата для ото-
бражения на экране индикатора приборной доски ВС пилотажно-навигационной информации.
Основное достоинство применения адаптивного интерфейса бортовой информационно-
управляющей системы летательного аппарата заключается в том, что предложенное отображе-
ние пилотажно-навигационной информации, адаптированные под выполняемый на данный
момент этап полета, дает возможность уменьшить зрительную нагрузку на пилота, что, в свою
очередь, положительно влияет на эффективность пилотирования и безопасность полетов.


Полный текст:

PDF

Литература


Макаров Н.Н. Системы обеспечения

безопасности функционирования бортового

эргатического комплекса: теория, проектиро-

вание, применение / Под ред. В.М. Солдаткина.

М.: Машиностроение, 2009. 760 с.

Солдаткин В.М. и др. Авиационные

приборы, измерительно-вычислительные

системы и комплексы. Принципы построе-

ния, алгоритмы обработки информации,

характеристики и погрешности: учеб. посо-

бие / Под ред. В.М. Солдаткина; Казан. нац.

исслед. техн. ун-т им. А.Н. Туполева — КАИ.

Казань: КГТУ, 2014. 525 с.

Степнова Е.И., Киселев С.К. Исследование

возможности снижения зрительной

нагрузки пилотов воздушного судна // XXIV

Туполевские чтения (школа молодых уче-

ных): матер. Междунар. молодёжн. науч.

конф.: В 6 т., 7–8 ноября 2019 г. Казань, 2019.

Т. 2. С. 533–537.

Степнова Е.И., Киселев С.К. Адаптивная

обработка пилотажно-навигационной

информации // Радиолокация, навигация,

связь: сб. тр. XXV Междунар. науч.-техн.

конф. / Воронежский государственный уни-

верситет; АО «Концерн «Созвездие».

Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. Т. 6.

С. 150–155.

Кузнецов И.Б. СОИ с интегральными

полетными параметрами // Вопросы теории.

Мир транспорта. 2012. № 1. С. 16–20.

Степнова Е.И., Киселев С.К. Оценка

зрительной загрузки пилота по пилотажно-

навигационной информации на этапе

посадки воздушного судна // Вестник Ульяновского

государственного технического

университета. 2018. № 83. С. 44-47.

Столяров Н.А., Кузнецов И.Б. Эргономические

основы совершенствования ото-

бражения приборной информации // Научный

вестник МГТУ ГА. 2013. № 192. С. 96–101.

Кучерявый А.А. Бортовые информа-

ционные системы: курс лекций / Под. ред.

В.А. Мишина и Г.И. Клюева. 2-е изд., пере-

раб. и доп. Ульяновск: УлГТУ, 2004. 504 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.