МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Татьяна Васильевна Кузьмина, Оксана Шавкатовна Белявская

Аннотация


Придание инновационно-опережающего характера образованию – стратегическая цель реформы образования, в том числе военного. На повестке дня формирование личности военного, адаптивного по отношению к нестабильному и сверхбыстрому миру, способного найти в ситуации неопределенности принципиально новые нетривиальные решения военных задач. Современная модель цивилизационного развития выстраивается во многом благодаря качеству образовательной системы общества. В свою очередь, качество образования и уровень подготовки определяется своевременной модернизацией учебно-методических материалов. Выявление и обоснование путей модернизации инженерно-технической подготовки иностранных курсантов на основе теоретического анализа и результатов педагогического эксперимента определили цель исследования. В статье проанализированы текущие проблемы эффективности и качества подготовки иностранных курсантов в военном вузе; обоснована необходимость модернизации их инженерно-технической подготовки с учетом специфики направления обучения. Предложен путь корректировки учебно-методического материала с учетом выявленных проблем обучения и возрастающих требований к системе военного образования. Для этого проведена и описана опытно-экспериментальная работа с курсантами, приобретающими военную специальность «Применение инженерно-позиционных подразделений, строительство и эксплуатация фортификационных сооружений и маскировка». Анализ авторского опыта их подготовки по существующей методике выявил причины затруднений при изучении инженерно-технических текстов и неадаптированных методических материалов, причины низкого качества выполнения расчетов на русском языке; проблемы с аналитическим мышлением, синтезом информации и преобразованием ее в знание и понимание, формированием нового текста и т.п. Образование – процесс поддержки развития человека, но применяемая методика не учит оперировать в дальнейшем инженерно-техническими знаниями. С другой стороны, низкий уровень владения иноязычной лексикой и терминологией у русскоязычных преподавателей снижает эффективность и качество обучения. Результаты опроса курсантов различных региональных групп подтвердили выявленные проблемы. В результате предложены создание индивидуального обучающего модуля дисциплины; актуализация лекционного курса с учетом природно-климатических особенностей стран, из которых прибыли курсанты и в которых они, как правило, проходят службу как специалисты военно-инженерных подразделений. Индивидуальный обучающий модуль позволяет ранжировать получаемые знания и структурировать их по уровням подготовки: базовый (достаточен для исполнителя); повышенный (развитие и совершенствование вариантного инженерного мышления на основе использования знаний порогового уровня), факультативный (развитие концептуального, аналитического, творческого инженерного мышления, необходимого для определения стратегии решения военно-прикладных задач будущим руководителем). Полагается, что в перспективе возможен переход на единый многоуровневый обучающий модуль для инженерно-технических дисциплин, позволяющий преподавателю перманентно корректировать образовательный процесс и его дидактическое обеспечение, а обучающемуся – включать персональный стиль познания, осознанно работать со своими компетенциями.

Полный текст:

PDF

Литература


.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.