МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Амина Гизетдиновна Хасанова

Аннотация


В статье рассматриваются мусульманские учебные заведения Уфимской губернии. Определяются основные периоды становления, содержание учебной программы мектебов и медресе. Дается анализ джадидизма и его влияние на дальнейшее мусульманское образование на территории Урала и Поволжья. Возникновение мектебов и медресе в Башкирии связано с проникновением исламских миссионеров и распространением религиозных школ при мечетях. Миссионеры прибывали из Средней Азии, Казанского ханства и других исламских центров. Позже силами местного мусульманского духовенства при мечетях были открыты первые медресе. При каждой мечети был мектеб для мальчиков, а девочки учились у жены муллы – абыстай. Преподавание было раздельным по нормам шариата. Медресе – мусульманское учебное заведение (араб. мадраса, от слова дараса – изучать) второй ступени после начальной (мектеб). Возникли в IX веке в странах Ближнего Востока как высшая и средняя школа, в них готовили священнослужителей и учителей. Мусульманские школы были культурно-образовательными центрами, в которых были хорошие библиотеки, переписывались книги. Ценность наук и обучения им подтверждается и аятами из Корана, прямо указывающими на то значение, какое приписывает ислам просвещению и науке. «Разве равны те, которые знают, с теми, которые не знают». Суры 39.9 и 96.1-5 Корана гласят: «Читай во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! Ибо Господь твой щедрейший, Который обучил письму и обучил человека тому, чего он не знал» [1]. В Коране сказано, что среди даров Всевышнего Аллаха не нашлось что-либо более ценное, заменяющее знание и учение. Получению знаний важное значение придавал и пророк Мухаммед. Он говорил что каждый мусульманин должен учиться. Бог любит тех, кто учится и познает. Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, даже если она и находилась бы на земле Китая [3]. В исламских источниках великое множество указаний на важность знания и его приобретения.

Полный текст:

PDF

Литература


Коран в 2-х т. / Пер. Г. Саблукова. – М., 1990. – Т. 1-2.

Бартольд В. Соч. – Т. 5. – М., 1968. – С. 29.

Баязитов А. Отношение ислама к науке и иноверцам. – СПб.,1887. – С. 19.

Вестник Оренбургского учебного округа. – 1914. - № 3. – С. 137-142.

На пути к свободе совести. – М.: Прогресс, 1989. – С. 427.

Памятная книжка Уфимской губернии на 1891 г. – Уфа: Губернская типография, 1891. – С. 46.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Распределение населения обоего пола по главнейшим вероисповеданиям. – СПб., 1904. – Тетр. 1, 2. – С. 2-3, 39.

Рыбаков С.Г. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. – СПб., 1900. – С. 28.

Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. – Уфа, 1995. – С. 48.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.