ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

Андрей Александрович Рабцевич, Тимур Рафаельевич Хубеев

Аннотация


Статья посвящена организационным проблемам систем управления крупнейших отечественных предприятий нефтегазовой отрасли. Авторы анализируют процессы выполнения прогностических функций в организационных структурах ряда нефтегазовых компаний России – ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл». На основе обобщения сложившихся внутрикорпоративных практик сделан вывод о том, что каждый крупный представитель отрасли реализует прогностические функции, но цели их реализации могут отличаться, при этом сфера деятельности службы маркетинга, как наиболее профильного подразделения, в организационной структуре нефтегазовой компании имеет различные уровни, взаимодействие которых влияет на качество производимого анализа, достоверность полученной информации, а значит, и на более качественное формирование конечного результата данной функции – на стратегию развития компании, как в краткосрочном, так и в долгосрочном прогнозном сценарии. Выполненное исследование позволило сформулировать ряд выводов: 1. В работах отечественных авторов организационно-управленческий механизм в нефтегазовых компаниях преимущественно рассматривался с позиций его влияния либо на эффективность хозяйственной деятельности, либо на снижение издержек производственных операций. В целом данное влияние направлено на регулирование бизнес-процессов добычи, транспортировки и переработки в целях достижения высокой конкурентоспособности. 2. Исходя из анализа понятийного аппарата признается, что прогностическая функция в организационной структуре выступает в качестве прогнозирования изменяющихся явлений в составе и целях деятельности подразделений предприятия. 3. В крупнейших отечественных нефтегазовых компаниях прогностическая функция, как правило, встроена в стратегическое планирование и не ограничивается каким-то одним направлением организации, а так или иначе реализуется в каждой существенной сфере деятельности компании. 4. Служба маркетинга, в разнообразных вариантах ее названия, выступает специализированным подразделением, в высокой степени обеспечивающим реализацию прогностической функции в организационной структуре нефтегазовой компании, замыкающим потоки информации из структурных подразделений на себя, аккумулирующим и систематизирующим ее, принимающим непосредственное участие в составлении стратегических документов, причем зачастую каналы поступления информации в разных компаниях значительно отличаются скоростью передачи данных, что отражается на степени оперативности и достоверности информации, приводя к различию в качестве формирования программ стратегического развития как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Полный текст:

PDF

Литература


Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской

Федерации на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – Режим доступа: //docs.cntd.ru/ (дата

обращения: 30.04.2021).

Барсегян Н.В. Разработка стратегии развития организационных структур управления предприятий нефтехимической промышленности: Дис. ... канд. экон. наук:

00.05. – Курск, 2020. – 191 с.

Винокур М.Е. Организация производства и менеджмент. учебно-методический комплекс. – М.: Проспект, 2020. – 271 с.

Дудырева О.А. Механизм трансформации организационно-экономических структур корпоративного управления: Дис. ...

канд. экон. наук: 08.00.05. – СПб., 2004. – 123 с.

Евгеньева А.П. Малый академический словарь. – М.: Институт русского языка Академии наук, 1957-1984. – 381 с.

Жиркова Е.О. Развитие производственной инфраструктуры в условиях модернизации промышленности России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2013. – 128 с.

Зулькарнай И.У. Структурная перестройка экономики или сохранение нефтехимической специализации экономики

Республики Башкортостан? // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2020. - № 6. – С. 11-14.

Старицын А.Г. Повышение конкурентоспособности промышленных корпораций на основе организационно-управленческих инноваций: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05.

– М., 2012. – 125 с.

Хисамеева А.А. Совершенствование системы корпоративного менеджмента производственного предприятия на основе оценки эффективности затрат: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – Казань, 2012. – 123 с.

Чуменко Н.Л. Повышение эффективности использования персонала предприятия на основе организационно-кадрового аудита: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2010.

– 120 с.

Анализ руководством финансового состояния и результатов деятельности ПАО «НК «Роснефть» за 2020 год [Электронный

ресурс] // Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». – Режим доступа: //rosneft.ru (дата обращения: 30.04.2021).

Лукойл сжимает центральный аппарат. До половины сотрудников могут перевести в регионы [Электронный ресурс] // Официальный сайт газеты «Коммерсантъ». - №186/П, 12.10.2020. – Режим доступа: // kommersant.ru (дата обращения: 30.04.2021).

Маркетинговая стратегия Газпрома [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «Газпром». – Режим доступа: //gazprom. ru (дата обращения: 30.04.2021).

Отчет об устойчивом развитии группы «Лукойл» за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «Лукойл». – Режим доступа: //lukoil.ru (дата обращения:

04.2021).

Программа комплексной трансформации бизнеса ПАО «Газпром Нефть» до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «Газпром Нефть». – Режим

доступа: //gazprom-neft.com (дата обращения: 30.04.2021).

Стратегия ПАО «НК «Роснефть-2022» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». - Режим доступа: // rosneft.ru (дата обращения: 30.04.2021).

Структура компании [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть» - Режим доступа: //rosneft.ru (дата обращения: 30.04.2021).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.