ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (РАЗДЕЛ «МИКРОЭКОНОМИКА»)
Аннотация
В статье исследуется применение принципа наглядности в педагогике, на примере преподавания раздела «микроэкономика» курса «Экономическая теория». Художественные средства и приемы позволяют проанализировать экономические аспекты, процессы, явления, контексты в преподаваемом курсе через художественные литературные произведения и кинофильмы, живопись, театральные постановки т.д. Использование принципа наглядности при этом позволяет обучающимся облегчить процесс восприятия и усвоение теоретического материала, дает возможность эмоционально воздействовать на студента; обогащается чувственные восприятия студентов, развивается их воображение, обучение становится более доходчивым, интересным, побуждается активный познавательный процесс, улучшается эффективность усвоения учебного материала, расширяются возможности памяти, повышается доступность изучаемого материала и усиливается прочность его усвоения, наряду с этим следует учитывать воспитательное значение и эстетическая ценность используемого материала. Художественные средства должны соответствовать уровню развития студентов, изучаемому курсу, отображать экономическую действительность. При использовании художественных произведений в преподавании необходимо учитывать следующее: надо обращаться к тем произведениям, которые известны большей части аудитории, лектор хорошо должен знать произведение, на которое ссылается, используемый отрывок должен быть достаточно кратким, но глубоким по содержанию и художественным по форме, выделить важные аспекты, на что стоит обратить внимание при просмотре кинофильма, чтении книги, анализе картины.
При преподавании курса «Экономической теории», раздела «микроэкономика», используя принцип наглядности дидактики, рекомендуются к использованию подобранные по соответствующим темам, вопросам и подвпросам художественные литературные шедевры отечественных и зарубежных авторов, картины советского, российского, мирового кинематографа, произведения художественной живописи как Отечественной, так и зарубежной: в теме «Основы рыночного хозяйства», вопросы «экономические потребности и экономические ресурсы», «экономические системы»; тема «Теория фирмы», вопрос «сущность, цели, условия функционирования фирмы»; тема «Совершенная и несовершенная конкуренция», вопрос «Основные характеристики монополии»; тема «Рынки факторов производства и распределение доходов. Социальная политика», вопросы «неравенство распределения доходов в рыночной экономике», «социальная политика».
Библиографические ссылки
"Ломоносовские чтения". Материалы Ломоносовских чтений экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова за 2005-2006 гг. Ч. 1 Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории, М.: МГУ, 2006 - 559с
Зоркая Н.М. История отечественного кино: XX век. – Москва : Белый город, 2014. – 512 с
Инновационные методы в преподавании экономических дисциплин: материалы межвузовской конференции / отв. ред. И.Л. Медведев – Омск : Омский юридический институт, 2014. – 74 с
Кино. Всемирная история / гл. ред. Филип Кемп ; - 3-е доп. и перераб. изд. – М. : Магма, печ. 2019. - 576 с
Макарова Н.С. Трансформация дидактики высшей школы: учебное пособие – М.: Флинта, 2017. – 181 с
Методика преподавания экономики: учебное пособие / сост. Н. В. Матвеев, Т. Н. Лохтина, В. И. Метелица - Иркутск: Аспринт, 2016 - 207 с
Образовательные технологии ХХI века: информационная культура и медиаобразование: материалы Международной научно-практической конференции, 24 апреля 2014 г. / под ред. С. И. Гудилиной, Е. А. Бондаренко, Н. Б. Ковалевой М.: Центр современных образовательных технологий, 2014 – 349с
Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 708 с
Хрестоматия по экономической теории / сост. Е. Ф. Борисов .— М.: Юристъ, 2000 .— 536 с
Челышева, И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 401 с