ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (РАЗДЕЛ «МИКРОЭКОНОМИКА»)

Авторы

  • Эльвира Рудольфовна Гималетдинова ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
  • Гузель Газимовна Сунаева ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Аннотация

В статье исследуется применение принципа наглядности в педагогике, на примере преподавания раздела «микроэкономика» курса «Экономическая теория». Художественные средства и приемы позволяют проанализировать экономические аспекты, процессы, явления, контексты в преподаваемом курсе через художественные литературные произведения и кинофильмы, живопись, театральные постановки т.д. Использование принципа наглядности при этом позволяет обучающимся облегчить процесс восприятия и усвоение теоретического материала, дает возможность эмоционально воздействовать на студента; обогащается чувственные восприятия студентов, развивается их воображение, обучение становится более доходчивым, интересным, побуждается активный познавательный процесс, улучшается эффективность усвоения учебного материала, расширяются возможности памяти, повышается доступность изучаемого материала и усиливается прочность его усвоения, наряду с этим следует учитывать воспитательное значение и эстетическая ценность используемого материала. Художественные средства должны соответствовать уровню развития студентов, изучаемому курсу, отображать экономическую действительность. При использовании художественных произведений в преподавании необходимо учитывать следующее: надо обращаться к тем произведениям, которые известны большей части аудитории, лектор хорошо должен знать произведение, на которое ссылается, используемый отрывок должен быть достаточно кратким, но глубоким по содержанию и художественным по форме, выделить важные аспекты, на что стоит обратить внимание при просмотре кинофильма, чтении книги, анализе картины.

При преподавании курса «Экономической теории», раздела «микроэкономика», используя принцип наглядности дидактики, рекомендуются к использованию подобранные по соответствующим темам, вопросам и подвпросам художественные литературные шедевры отечественных и зарубежных авторов, картины советского, российского, мирового кинематографа, произведения художественной живописи как Отечественной, так и зарубежной: в теме «Основы рыночного хозяйства», вопросы «экономические потребности и экономические ресурсы», «экономические системы»; тема «Теория фирмы», вопрос «сущность, цели, условия функционирования фирмы»; тема «Совершенная и несовершенная конкуренция», вопрос «Основные характеристики монополии»; тема «Рынки факторов производства и распределение доходов. Социальная политика», вопросы «неравенство распределения доходов в рыночной экономике», «социальная политика».

Биографии авторов

Эльвира Рудольфовна Гималетдинова, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономической теории»

Гузель Газимовна Сунаева, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства»

Библиографические ссылки

"Ломоносовские чтения". Материалы Ломоносовских чтений экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова за 2005-2006 гг. Ч. 1 Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории, М.: МГУ, 2006 - 559с

Зоркая Н.М. История отечественного кино: XX век. – Москва : Белый город, 2014. – 512 с

Инновационные методы в преподавании экономических дисциплин: материалы межвузовской конференции / отв. ред. И.Л. Медведев – Омск : Омский юридический институт, 2014. – 74 с

Кино. Всемирная история / гл. ред. Филип Кемп ; - 3-е доп. и перераб. изд. – М. : Магма, печ. 2019. - 576 с

Макарова Н.С. Трансформация дидактики высшей школы: учебное пособие – М.: Флинта, 2017. – 181 с

Методика преподавания экономики: учебное пособие / сост. Н. В. Матвеев, Т. Н. Лохтина, В. И. Метелица - Иркутск: Аспринт, 2016 - 207 с

Образовательные технологии ХХI века: информационная культура и медиаобразование: материалы Международной научно-практической конференции, 24 апреля 2014 г. / под ред. С. И. Гудилиной, Е. А. Бондаренко, Н. Б. Ковалевой М.: Центр современных образовательных технологий, 2014 – 349с

Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 708 с

Хрестоматия по экономической теории / сост. Е. Ф. Борисов .— М.: Юристъ, 2000 .— 536 с

Челышева, И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 401 с

Загрузки