РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

М. Ю. Прахова, Е. А. Хорошавина, А. Н. Краснов

Аннотация


Рабочие учебные планы (РУП) являются одним из основных элементов, обеспечивающих качественное освоение основной образовательной программы (ООП) по какому-либо направлению подготовки. Эти планы адаптируют реализацию базового учебного плана к условиям конкретного учебного года и фактически определяют такие базовые показатели качества образовательного процесса, как соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, равномерность распределения внутри семестра аудиторной нагрузкина студента, выполнения им различных работ в рамках самостоятельной работы, последовательность изучения дисциплин и другие.

В статье предлагается использовать РУП для оптимизации учебного процесса за счет уменьшения числа одновременно изучаемых дисциплин, а также сокращения временного промежутка между изучением дисциплины и проведением промежуточной аттестации по ней за счет того, что по части дисциплин она проводится на аттестационных неделях. Для этого предложено использовать последовательно-параллельную схему построения РУП, в основу которой положена зависимость длительности изучения дисциплины в семестре от ее трудоемкости и «плавающее» начало изучения, т.е. дисциплина может начинаться, например, со второй трети семестра и заканчиваться на второй аттестационной неделе проведением промежуточной аттестации. Для успешной реализации предложенной схемы построения РУП необходимо использование полной версии балльно-рейтинговой системы (при которой промежуточная аттестация проводится только по набранным баллам) и четкое соблюдение графика учебного процесса как студентами, так и преподавателями.

Использование построенных таким образом рабочих учебных планов обеспечит повышение качества освоения ООП и конкурентоспособности выпускников УГНТУ на рынке труда.


Ключевые слова


assessment week;Base curriculum;curriculum;discipline workload;interim assessment;point-rating system;serial-parallel discipline study;аттестационная неделя;базовый учебный план;балльно-рейтинговая система;последовательно-параллельное изучение дисциплин;промежуточная аттестация;рабочий учебный план;трудоемкость дисциплины

Полный текст:

PDF

Литература


Учебные планы, графики и расписания. URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook1004/files/course/53_ucheb-plan-grafik-aspisanie.pdf (дата обращения 17.06.2016).

Кузьмина Е. А. Модели и оптимизация учебных планов в образовательных системах: дис. … канд. техн. наук. Уфа: УГАТУ, 2002. 155 с.

Кривицкая М. А. Методы и алгоритмы проектирования рабочих учебных планов в условиях новых стандартов: дис. … канд. техн. наук. Сургут: Сургутский гос. ун-т, 2015. 126 с.

Демаков В. И. Математическое моделирование процесса формирования учебных планов для высших учебных заведений: дис. … канд. техн. наук. Иркутск: Иркутский гос. ун-т сообщения, 2006. 127 с.

Сеньковская А. А. Построение математической модели рабочих учебных планов для автоматизации расчетов педагогической нагрузки. Математическое и компьютерное моделирование: материалы III междунар. науч. конф. Омск, 2015. С. 30-32.

Прахова М. Ю., Павлова З. Х. Опыт оптимизации рабочих учебных планов: материалы III науч.-метод. конф. «Учебный процесс в вузе в современных условиях». 2014. С. 4-6.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств (уровень бакалавриата). URL http://fgosvo.ru/news/2/1072 (дата обращения 20.06.2016).

Балльно-рейтинговая система оценки знаний: опыт внедрения в техническом вузе / М. Ю. Прахова, Е. А. Хорошавина, С. В. Светлакова, Н. В. Заиченко, А. Н. Краснов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №3. С. 319-327.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2016-3-402-415

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.