ПОДГОТОВКА КОМПЛЕКСНЫХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

И. А. Соловьева, Д. Р. Мусина

Аннотация


В статье раскрывается преемственность образовательного процесса в системе подготовки выпускника вуза – ранее специалиста, теперь – бакалавра. Оценивается возможность поддержания качества подготовки выпускника в современной компетентностной образовательной парадигме, в частности путем выполнения комплексных выпускных квалификационных работ. Обосновывается преимущество комплексной работы с точки зрения проработки ряда общекультурных и профессиональных компетенций как для бакалавров-экономистов, так и для бакалавров технических направлений подготовки. Раскрываются преимущества и сложности написания комплексных работ. В качестве проблемных моментов приводятся задачи взаимодействия (формирование команды и работы в связках «руководитель1 – руководитель2», «студент1 – студент2» и т.п.) и скоординированности в учебном процессе двух направлений подготовки. Авторы разработали схему работы над комплексной квалификационной работой, которая могла бы быть реализована во внутривузовском положении о комплексных квалификационных работах. Схема включает три этапа: подготовительный, выполнение работы и заключительный. Первый этап самый длительный по времени и емкий по количеству задач, которые необходимо проработать каждому участнику комплексной работы. В статье нашли также отражение изменения в структуре комплексной работы бакалавра-экономиста или менеджера и бакалавра технического направления подготовки по сравнению со структурой обычной выпускной квалификационной работы. Комплексная работа содержит обязательную часть – так называемое техническое задание. Приводятся примеры, когда комплексная работа может быть инициирована кафедрой технической направленности и когда работа инициирована кафедрой экономики. С целью повышения практической значимости и реализуемости результатов комплексных квалификационных работ предложено привлекать потенциальных работодателей и лиц, непосредственно заинтересованных в результатах работы.


Ключевые слова


bachelor;competence;complex finale qualifying work;бакалавр;компетенция;комплексная выпускная квалификационная работа

Полный текст:

PDF

Литература


Клименко Е. Н., Лыгарева Н. Б. Коммуникативная компетенция как сегмент профессиональной компетентности студента технического вуза// Вестник оренбургского государственного педагогического университета: электрон. науч. журн. 2013. № 4(8). С.158-162.

Горленко О. А., Попков В. И. Компетентностный подход в инженерном образовании//Инженерное образование. 2012.№ 11. С.88-90.

Любимова О. В. К проблеме обоснования современной парадигмы отечественного высшего образования// Сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Новые тенденции в образовании и науке: опыт междисциплинарных исследований. Ростов-на-Дону, 2014. С. 390-393.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 08.02.00 «Менеджмент», 31 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ams.rusoil.net/app/iae?dir (дата обращения: 05.04.2015).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело», 31 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ams.rusoil.net/app/iae?dir (дата обращения: 05.04.2015).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика», 14 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ams.rusoil.net/app/iae?dir (дата обращения: 05.04.2015).

Трубицын К. А. Формирование профессиональных компетенций в системе непрерывного профессионального образования//Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом).2012. № 8. С. 3-9.

Биктагирова И. Н. Опыт подготовки комплексных выпускных квалификационных работ в КЕМИ ГОУ ВПО «РГТЭУ»// Вестник университета: теор. и науч.-метод. журн., Государственный университет управления. 2009. №7.С.103-105.

Мусина Д.Р. Развитие системы дистанционного обучения в вузе. ISBN 978-3-659-46246-7. Изд-во LAPLAMBERT AcademicPublishing, ФРГ, 2013. 97 с.

Мусина Д. P., Дмитриев В. В. Разработка программы развития дистанционного обучения в вузе// Нефтегазовое дело. 2013. Т. 11.№ 1. С. 87-92. URL: http://ngdelo.ru/article/view/1611

Современные подходы к организации электронного обучения в вузе: монография / Сысоева-Вайндорф М.Е. [и др.]. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 160 с.

Система операционных продукций для моделирования бизнес-процессов нефтедобывающей компании/ Ахматдинов Ф.Н. [и др.]. //Нефть. Газ. Новации. 2010. № 6. С. 6-8.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2015-3-844-863

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.