ОПЫТ ИДЕНТИФИКАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА

А. Ф. Бархатов, Д. А. Терре

Аннотация


При эксплуатации магистрального нефтепровода (МН) в его внутренней полости могут накапливаться отложения грязи, парафина, тяжелых нефтяных фракций и воды, что приводит к уменьшению живого сечения трубопровода, и как следствие к уменьшению его пропускной способности и увеличению расхода электроэнергии на перекачку нефти. Для очистки МН от различных отложений периодически проводится внутритрубная очистка специальными устройствами.

Поскольку непосредственно измерить фактический внутренний диаметр во всех сечениях трубопровода невозможно, то в гидравлических расчётах действующего трубопровода в традиционные формулы гидравлики вместо номинального значения внутреннего диаметра необходимо подставлять значение эффективного (эквивалентного) диаметра. Под эффективным диаметром понимается такой диаметр, при котором расчетные потери на внутреннее трение в трубопроводе будут равны измеренным потерям при прочих равных условиях (вязкость, расход). Процедура определения эффективного диаметра называется идентификацией.

С точки зрения практики эксплуатации интерес представляет определение изменения эффективного диаметра во времени на существующих МН. При наличии таких сведений можно оценить перерасход электроэнергии на перекачку нефти и снижение пропускной способности МН, а также определить эффективность выполняемых мероприятий по очистке внутренней полости МН. Прежде чем преступать к идентификации существующих МН необходимо проанализировать результаты других авторов в этом направление для сравнения:

характера изменения эффективного диаметра на МН в 60-70 гг. и в настоящее время;

эффективности применяемых в 60-70 гг. и на сегодняшний день мероприятий по очистке.


Ключевые слова


effective diameter;excess demand energy;flow capacity;identification;internal cleaning;внутритрубная очистка;идентификация;пропускная способность;расход электроэнергии;эффективный диаметр

Полный текст:

PDF

Литература


Вязунов Е.В., Голосовкер В.И.. Парафинизация магистрального нефтепровода и эффективность его очистки шаровыми разделителями // Нефтяное хозяйство. № 3. 1975. С. 42-44.

Вязунов Е.В., Голосовкер В.И. Исследование закономерностей парафинизации трубопроводов // РНТС «Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов». М.: ВНИИОЭНГ. 1975. № 1. С. 3-6.

Мазепа Б.А. Исследование формирования парафиновых отложений нефти на стенках внутренних полостей нефтепромыслового оборудования. Нефтепромысловое дело. Тр. ПермНИПИнефти, Пермское книжное изд-во, 1972. вып. 7. С. 30-36.

Колесник И.О., Лукашевич И.П., Сусанина О.Г. Исследование прилираемости парафинистых отложений к стальной поверхности // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 1972. № 5. С.17-20.

Губин В.Е., Мансуров Ф.Г., Подузов И.М. Исследование парафиновых отложений, образующихся в магистральных нефтепроводах // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ. 1973. № 6. С. 3-6.

Исследование гидродинамического и температурного режимов работы нефтепровода Александровское-Анжеро-Судженск. Отчет Тюменского индустриального Института по теме 29-74. Тюмень. 1975. 236 с.

Трубопроводный транспорт нефти и газа/ Алиев Р.А. [и др.] М.: Недра, 1988. 235 с.

ОР-75.180.00-КТН-018-10. Очистка магистральных нефтепроводов от асфальтосмолопарафиновых веществ (АСПВ). М., 2010. 96 с.

Идентификация характеристик нефтепровода Михалки-Адамова Застава. Отчет по НИР ВНИКАнефтегаз. М., 1973. 183 с.

Рабинович Е.З., Кузнецов П.Б.. Исследование работы магистральных нефтепроводов при перекачке парафиновых нефтей//Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. № 6. 1968. С. 7-10.

МИ 2837-2003. Приемо-сдаточные пункты нефти. Метрологическое и техническое обеспечение. Казань, 2003. 25 с.

Каталог датчиков давления Rosemount 3051S. М., 2014. 24 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2015-3-282-313

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.