Оценка эффективности средств для ликвидации аварийных разливов нефти при пересечении магистральными трубопроводами водных преград

Р. Х. Идрисов, К. Р. Идрисова, Р. С. Резбаева, М. Г. Беспалов

Аннотация


Эксплуатация магистральных нефтепроводов является одним из наиболее опасных факторов, вызывающих нарушение равновесия водных экосистем. Особую опасность представляют участки нефтепроводов, проходящие через водные преграды: реки, ручьи, болота. Проблемой, требующей решения в рамках инженерной экологии, является разработка мероприятий по ликвидации последствий аварийных разливов в руслах водотоков в кратчайшие сроки. Повышение уровня промышленной безопасности за счет применения более эффективных средств локализации и ликвидации аварий на нефтепроводах, проходящих через водные преграды, является одной из важнейших задач при сегодняшнем уровне аварийности и объемах транспортировки нефти. Статистика аварий на магистральных трубопроводах за последние 6 лет показывает, что их количество не снижается. Основными причинами аварий являются сокращение ремонтных мощностей, низкие темпы работ по замене отработавших срок трубопроводов на трубопроводы с антикоррозионными покрытиями, а также прогрессирующее старение действующих сетей. В статье приводится описание наиболее распространенного метода, применяемого при ликвидации аварийных разливов нефтепродукта на водной поверхности – бонового заграждения, рассматривается его принцип действия и наиболее распространенные типы заграждений. На базе результатов испытаний и анализа эффективности боновых заграждений, рекомендовано заграждение, позволяющее снизить время ликвидации разлива, а также предложены схемы установки предлагаемого бонового заграждения и рекомендованы углы к направлению течения и проведен анализ отказов при его эксплуатации, способствующие более эффективному сбору нефтепродукта с водной поверхности. Анализ риска при ликвидациях последствий аварий показал, что вероятность отказа боновых заграждений составляет <10-6.

Ключевые слова


containment boom;efficiency of deduction of oil;elimination of emergency floods;main pipelines;reaction time.;underwater transitions;боновое заграждение;время реагирования;ликвидация аварийных разливов;магистральные трубопроводы;подводные переходы;способы установки заграждений.;эффективность удержания нефти

Полный текст:

PDF

Литература


1 Статистика по аварийности и травматизму со смертельным исходом в странах-участниках совета // www.mspbsng.org: официальный сайт Межгосударственного совета по промышленной безопасности. URL: http://www.mspbsng.org/stat_accident/ (дата обращения 23.02.14).

2 Отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2011 году // www.gosnadzor.ru: официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. URL: http://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/Отчет%202012.pdf (дата обращения 20.02.14).

3 Мазур И.И., Иванцов О.М. Безопасность трубопроводных систем М.: ИЦ «ЕЛИМА», 2004. С. 995-1035.

4 Техника и технологии локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов: Справ. / Мерициди И.А. [и др.]. Под ред. Мерициди И.А. СПб.: НПО «Профессионал», 2008. С. 432-446.

5 Современные методы и средства борьбы с разливами нефти / Вылкован А.И. [и др.]: Науч.-практ. пособие. СПб.: Центр-Техинформ, 2000. 204 с.

6 Тупоногов А.А., Шаровуева А.А. Анализ методов предупреждения и ликвидации аварий на подводных участках нефтепроводов. Науч.-практ. конф. посвященная Международному дню воды. Йошкар-Ола: 2001. С. 194-197.

7 Безопасность пересечений трубопроводами водных преград / Забела К.А. [и др.]. М.: Недра-Бизнесцентр, 2001. С. 150.

8 РД 03-418-01. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов // http://www.normacs.ru: официальный сайт Системы нормативов NormaCS. URL: http://www.normacs.ru/Doclist/doc/8VD.html (дата обращения 20.03.2014).




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2014-2-407-424

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.