ОЦЕНКА ДИСТИЛЛЯТОВ ЛЕГКОГО ГАЗОЙЛЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА КАК СЫРЬЯ УСТАНОВКИ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ

И. Р. Якупов, А. Ф. Ахметов, В. В. Юрченко, А. В. Ахметов, М. У. Имашева

Аннотация


Увеличение автопарка страны автомобилями, работающими на дизельном топливе, ведет к повышению спроса и ужесточению экологических норм на дизельное топливо. Актуальной проблемой является вовлечение в производство дизельных топлив фракций вторичного происхождения – легких газойлей процессов каталитического крекинга, замедленного коксования и т.д. Сложнее всего поддается переработке легкий газойль каталитического крекинга (ЛГКК) ввиду его высокой плотности, большому содержанию серы и ароматических углеводородов, низкому цетановому числу.

В работе проведено исследование свойств легкого газойля каталитического крекинга и его узких фракций, полученных на установке Г-43-107М/1 из смеси западно-сибирских нефтей, с целью вовлечения их в производство дизельных топлив. Для фракций и промежуточных продуктов определялись такие параметры как относительная плотность, показатель преломления, содержание общей серы и групповой компонентный состав. Построена зависимость распределения углеводородных соединений по узким фракциям ЛГКК. Показано, что в ЛГКК в точке 290 °С происходит качественный переход сернистых соединений в более сложные и конденсированные состояния. Кроме того, во фракции ЛГКК, выкипающей выше 290 °С содержится основная часть тяжелых смолистых соединений.

Предложена технология дополнительного вовлечения ЛГКК в производство дизельных топлив, которая основывается на выделении фракции 130-290 °С, ЛГКК и ее дальнейшем обессеривании на установке гидроочистки дизельных топлив. Проведенные эксперименты показали, что фракция 132-290 °С ЛГКК может быть полностью вовлечена в производство дизельных топлив без значительного снижения качества конечного продукта.


Ключевые слова


aromatic hydrocarbons;diesel fuel;hydrodesulfurization;light catalytic cycle oil;narrow boiling fractions;sulfur compounds;west-siberian oil;ароматические углеводороды;гидроочистка;дизельное топливо;западно-сибирская нефть;легкий каталитический газойль;сернистые соединения;узкие фракции

Полный текст:

PDF

Литература


Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту": ТР ТС 013/2011 (Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011г. № 826). С. 22.

Гидрооблагораживание дистиллятов вторичного происхождения/ Смирнов В.К. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. Уфа, 2009. № 6. С. 124-125.

Ахметов С.А., Ишмияров М.Х., Кауфман А.А. Технология переработки нефти, газа и твердых горючих ископаемых: учеб. пособие, СПб.: Недра, 2009. С. 832.

Аспель Н.Б., Демкина Г.Г. Гидроочистка моторных топлив. Л.: «Химия», 1977. С. 160.

Комбинированная технология получения дизельных топлив экстракционной и каталитической деароматизацией/ Обухова С.А. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия проблемы и перспективы. Уфа, 2001. С. 105-108.

ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия. Межгосударственный стандарт. ИПК Изд-во стандартов. Введен 01.01.1983 г. (переиздание с изменением № 8 утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.09.2011 г.) М. 2012. С. 13.

Суханов В.П., Каталитические процессы в нефтепереработке, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Химия, 1979. С. 344.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2014-5-209-222

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.