МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЗАКОНОВ ОСНОВОПОЛОЖНИКА КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И.НЬЮТОНА

М. Ф. Каримов, Ю. В. Костюкевич

Аннотация


В статье рассмотрены особенности и дидактическая эффективность междисциплинарного освоения студентами высших учебных заведений фундаментальных законов классической механики, созданной английским учёным Исааком Ньютоном (1643-1727).

Методологические и дидактические принципы историзма и междисциплинарности позволяют проектировать и реализовывать на занятиях по физике, механике, английскому и русскому языкам, истории, философии и математике трех законов И.Ньютона, имеющих для студентов естественно–математических, механических, строительных и технологических факультетов высших учебных заведений важное теоретическое и практическое значения в их общей и профессиональной подготовке.

Запись и произношение преподавателями - гуманитариями высшей школы трех физических законов Ньютона на исходном латинском и последующем английском языках при обучении студентов английскому языку, представление ими классической и современной формулировок этих законов на занятиях со студентами по русскому языку ориентированы на повышение уровня интеллектуального потенциала субъектов учебной деятельности.

Рассмотрение последовательности этапов совершенствования формулировок трех законов Ньютона, реализованных учеными - физиками в течение семнадцатого и двадцатого веков, является познавательным предметом изучения студентами высших учебных заведений на занятиях по истории и философии.

Преподаватели философии и математики освоенную ранее студентами формулировку трех законов Ньютона используют для глубокого и широкого обсуждения в высшей школе объема и содержания фундаментального ньютоновского понятия абсолютного, однородного, пустого пространства, являющегося вместилищем всех тел.

Последовательная, временами жесткая, конструктивная критика и необратимое развитие понятия абсолютного и однородного евклидова пространства, осуществленные Николаем Ивановичем Лобачевским (1792-1856), Бернхардом Риманом (1826 -1866), Эрнстом Махом (1838-1916) и Альбертом Эйнштейном (1879-1955), рассмотренные на занятиях по математике, физике, философии и истории со студентами высших учебных заведений, развивают у последних творческую целеустремленность, интеллектуальную активность и научную компетентность.

Имеющее дидактическую эффективность междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов Ньютона, переработанное в методическом отношении, может быть использовано и при освоении субъектами учебной деятельности других разделов естественно – математических дисциплин.


Ключевые слова


classic mechanics;geometry of Riemann;Newton's laws;relativistic mechanics;uneuclidean geometry;законы Ньютона;классическая механика;неевклидова геометрия;релятивистская механика;риманова геометрия

Полный текст:

PDF

Литература


Каримов М.Ф. Системно – структурно – функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей – исследователей информационного общества // Вестник Челябинского гос. педагогического ун-та. 2015. № 3. С. 125 – 133.

Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8. С. 272 – 278.

Каримов М.Ф. Информационное моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. 2006. №3. С. 34 – 38.

Каримов М.Ф. Нефтегазовое дело как интегратор естественно-математических научных и учебных дисциплин // Нефтегазовое дело: электрон. науч. журн. 2007. №1. URL: http://ogbus.ru/authors/KarimovMF/KarimovMF_3.pdf

Newtoni I. Philosophiae naturalis principia mathematica. – Londoni: Jussu Societatis Regiae ac Typis Josephi Streater, 1687. 510 p.

Ньютон Исаак. Математические начала натуральной философии. Перевод с латинского и комментарии А.Н.Крылова. М.: Наука, 1989. 688 с.

Каримов М.Ф., Латыпов А.Б., Аскарова А.А. Биолого-химико-физико-математическое моделирование фрагментов действительности студентами высшей школы // Вестник Челябинского гос. педагогического ун-та. 2014. № 9.1. С. 123 – 130.

Лобачевский Н.И. Новые начала геометрии с полной теорией параллельных // Ученые записки Императорского Казанского ун-та. Кн. 3. Казань, 1836. 50 с.

Riemann B.G.F. Ueber die hypothesen, welche der geometrie zu grunde liegen // Abhandlungen der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. 1867. Bd. 13. S. 1 – 20.

Мах Э. Механика. Историко-критический очерк её развития.  Ижевск: Ижевская республиканская типография, 2000. 456 с.

Einstein A. Zur elektrodynamik bewegter körper // Annalen der Physik. – 1905. Serie 4. Bd. 17. S. 891 – 921.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2015-4-564-577

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.