МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НЕФТЕНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД

А. М. Козлитин

Аннотация


В статье проведен анализ возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможности ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного характера. Рассмотрены и проанализированы возможные сценарии возникновения и развития аварийных ситуаций на нефтеналивных железнодорожных эстакадах. Обосновано применение метода анализа опасностей технологического объекта по степени опасности. Предложена методика расчета количества паров бензина, участвующего в создании поражающих факторов при штатном наливе закрытой струей вагона-цистерны. Обоснован дискретный процесс формирования слоев бензина при наливе вагона-цистерны. На ее основе для разных погодных условий рассчитаны объемы паров бензина вытесняемых через горловину цистерны по мере ее заполнения. Выполнена оценка условия возникновения взрывоопасной паровоздушной смеси нефтепродуктов на территории нефтеналивной железнодорожной эстакаде. Для оценки степени опасности реальной нефтеналивной железнодорожной эстакады, на которой налив нефтепродуктов в вагоны-цистерны осуществляется с отступлениями от обязательных требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности разработана диаграмма «причина-следствие». На ее основе выполнен анализ и количественная оценка риска аварий при штатном наливе закрытой струей вагона-цистерны. Применение предлагаемой методики позволяет при выполнении комплексного обследования фактического состояния нефтеналивной железнодорожной эстакады с учетом наличия отступлений от обязательных требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности получить объективную информацию на основе количественной оценки риска о состоянии промышленной безопасности на объекте.


Ключевые слова


accident situation;accident situation scenarios;accidents;railway loading rack;railway tank-car;risk;safety;technical risk;аварийная ситуация;авария;безопасность;железнодорожная наливная эстакада;железнодорожная цистерна;сценарии аварийной ситуации;технический риск

Полный текст:

PDF

Литература


Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 г. № 96 (ред. от 26.11.2015) «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств». М.:ЗАО НТЦ ПБ, 2013. 126с.

Козлитин А. М. Теория и методы анализа риска сложных технических систем: монография. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2009. 200 с.

Мацак В. Г. Упругость пара и испарение веществ в подвижном воздухе // Гигиена и санитария. 1957. №8. С 35-41.

Мацак В. Г., Хоцянов Л. К. Гигиеническое значение скорости испарения и давления пара токсических веществ, применяемых в производстве. М.: Медгиз, 1959. 230 с.

Хенли Э. Дж., Кумамото Х. М. Надежность технических систем и оценка риска; пер. с англ. М.: Машиностроение, 1984. 528 с.

Измалков В. И., Измалков А. В. Безопасность и риск при техногенных воздействиях. М.: НИЦЭБ РАН, 1994. 269 с.

Таубкин И. С. Пожаровзрывобезопасность автомобильных сливо-наливных эстакад и экспертный анализ нормативно-технических документов, ее регламентирующих. М.: РФЦ СЭ, 1999. 75 с.

Колесников Е. Ю. Практика разработки паспортов безопасности (на примере паспорта безопасности автомобильной заправочной станции) // Проблемы анализа риска. 2007. Т. 4, №2. С 106-128.

Белов П. Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 512 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2017-5-92-105

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.