МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ ТЕСТОВ НА ОСНОВЕ РЯДА ДАННЫХ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НА КАФЕДРЕ МАТЕМАТИКИ УГНТУ)

С. Г. Глебов, В. А. Лазарев, Р. Я. Хайбуллин

Аннотация


Тестирование одной и той же группы студентов на протяжении некоторого, достаточно продолжительного времени дает возможность исследователю, как ставить и исследовать специфические тестологические задачи, так и искать новые подходы к решению традиционных задач. Данная статья посвящена вопросу оценивания надежности результатов тестирования, проводимого в качестве текущего и промежуточного контроля уровня освоения студентами пройденного материала в рамках балльно-рейтинговой системы (БРС). Очевидно, что результаты тестирования по своей природе являются величинами случайными, однако, неудачно построенный тест способен сильно увеличить неустойчивость результатов, внести дополнительную (часто систематическую) ошибку, что может поставить под сомнение надежность результатов и адекватность последующих выводов. Имеющиеся теоретические методы не всегда реализуемы на практике, поскольку подразумевают, например, повторное тестирование той же группы студентов (ретестовый метод, метод параллельных форм).

Авторами рассматриваются подходы, основанные на анализе результатов нескольких последовательных тестов. Эти подходы используют аппарат математической статистики, прочно вошедший в обиход практикующих психологов и педагогов. Если в течение относительно короткого промежутка времени проводится несколько тестов на одном потоке (пусть и по разным разделам), то результаты, очевидно, должны быть достаточно сильно коррелированны. В основе этого тезиса лежит предположение о постоянстве латентных параметров высокого уровня, таких как базовая подготовка студента, свойства его личности, мотивация к обучению и т.д. Если тесты надежны, то более изменчивый фактор – уровень подготовки студентов к конкретному тесту, на этом фоне вносит в результаты относительно незначительную вариацию. В качестве меры тесноты статистической связи используется коэффициент корреляции и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Также в статье обсуждаются ограничения в применении повторного тестирования и возможные приложения дисперсионного анализа к поставленной проблеме.


Ключевые слова


ANOVA;correlation analysis;range correlation;test reliability;дисперсионный анализ;корреляционный анализ;надежность результатов тестирования;ранговая корреляция

Полный текст:

PDF

Литература


Гуревич К. М. Борисова Е. М. Психологическая диагностика. М.: Изд-во УРАО, 1997. 182 с.

Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика. 1982. Кн. 1-2.

Аванесов В. С. Научные основы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр, 1994. 135 с.

Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.

Лазарев В. А., Хайбуллин Р. Я. Метод статистической оценки относительной сложности олимпиадных и тестовых задач // Нефтегазовое дело: электрон. науч. журн./УГНТУ. 2014. № 5. С. 420-430.

Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по математике в Уфимском государственном нефтяном техническом университете // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2009. № 8. С. 2.

Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 2002. 479 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины "Математика". Раздел 1. Линейная и векторная алгебра. Уфа: Издательство УГНТУ, 2007. 118 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины "Математика". Раздел 2. Аналитическая геометрия. Уфа: Издательство УГНТУ, 2007. 113 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины "Математика". Раздел 3. Введение в математический анализ. Уфа: Издательство УГНТУ, 2007. 140 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины "Математика". Раздел 4. Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Уфа: Издательство УГНТУ, 2007. 120 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины "Математика". Раздел 5. Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных. Уфа: Издательство УГНТУ, 2007. 130 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины "Математика". Раздел 6. Интегральное исчисление функции одной переменной. Уфа: Издательство УГНТУ, 2007. 205 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2016-2-292-307

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.