Метилацетат как октаноповышающий компонент товарных бензинов

К. Ш. Амирханов, А. А. Кислицын

Аннотация


Увеличение автопарка страны автомобилями, работающими на бензине, неумолимо ведет к росту его потребления. В свою очередь это ведет к увеличению вредных выбросов в атмосферу и ухудшению экологической обстановки в густонаселенных регионах. Наиболее вредными выбросами являются продукты неполного сгорания ароматических углеводородов, в особенности, бензола. Рекомендуется для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в том числе экологических, вводить в бензины кислородсодержащие эфиры и этанол. Наиболее распространенными и широко применяемыми являются: метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ), этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ), этанол, а также метил-трет-амиловый эфир (ТАМЕ). В статье обсуждается проблема снижения содержания ароматических углеводородов в моторном топливе без снижения его октанового числа за счет включения в его состав высокооктанового кислородсодержащего компонента (метилового эфира уксусной кислоты). Метиловый эфир уксусной кислоты (метилацетат) образуется в процессе получения терефталевой кислоты. Это соединение, по сути, является отходом производственного процесса. Ежемесячно метилацетат нарабатывается в количестве около 46 т. Из-за отсутствия рынка сбыта, ежегодно сжигается более 500 т метилацетата, загрязняя окружающую среду продуктами сгорания. Этот факт и подтолкнул нас на исследование возможности использования метилового эфира уксусной кислоты в качестве октаноповышающего компонента товарных бензинов. На основании проведенных исследований в статье приводятся результаты лабораторных анализов по определению ключевых показателей качества товарных бензинов, направленных на выявление оптимального состава топливной композиции с пониженным содержанием ароматических углеводородов, удовлетворяющей современным экологическим и техническим требованиям.

Ключевые слова


high-octane components of gasoline oxygenate;methyl acetate;reduction of aromatic hydrocarbons;высокооктановые кислородсодержащие компоненты бензинов;метиловый эфир уксусной кислоты.;снижение содержания ароматических углеводородов

Полный текст:

PDF

Литература


1 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту: об утверждении технического регламента: постановление Правительства РФ от 25.02.2008 № 118//Российская газета. 2008.№ 4604.С.3.

2 Богданов С.Н., Лаврик А.Т., Теребов А.С. Влияние добавок оксигенатов на антидетонационные свойства топлив для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием // Вестник ЮУрГУ, 2008. №23 С. 86-89.

3 Директива 2003/17/ЕС Европейского Парламента и Совета от 3 марта 2003 г., вносящая поправки в директиву 98/70/ЕС, касающуюся качества бензина и дизельного топлива, и вносящая поправку в Директиву Совета 93/12ЕЕС от 03.03.2003. М.: Нефть и Газ, 2003.С.8-9.

4 EN 228-2008. Автомобильные топлива. Неэтилированный бензин. Технические требования и методы испытаний. М.: Нефть и Газ, 2003.С.13-16.

5 Бадретдинова Ю.Р., Амирханов К.Ш., Малышев Ю.М. Повышение эффективности природоохранных мероприятий полиэфирного комплекса «ПОЛИЭФ»// Нефтегазовое дело: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http://www.ogbus.ru/authors/Badretdinova/Badretdinova_2.pdf (дата обращения: 23.11.10).

6 Гуреев А.А., Азеев В.С. Автомобильные бензины. Свойства и применение: учеб. пособие для вузов. М.: Нефть и газ. 1996. 444 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2014-1-178-192

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.