ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСАЛКИЛИРОВАНИЯ БЕНЗОЛА И АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ С9+ В СОСТАВЕ РЕФОРМАТА

К. Г. Абдульминев, В. А. Манушков, А. Х. Гибадуллин

Аннотация


В мировом производстве моторных топлив наблюдается постоянное ужесточение требований к экологическим характеристикам автомобильных бензинов. Одним из направлений улучшения экологических показателей автомобильных бензинов является снижение содержания в них ароматических углеводородов, в том числе, бензола. Это связано с тем, что значительную долю в суммарном фонде компонентов автомобильных бензинов в Российской Федерации составляют катализаты установок риформинга (до 54%), в которых содержание бензола может превышать 5% об. Таким образом, задача разработки и внедрения дополнительных процессов переработки риформата с целью снижения содержания в нем бензола на сегодняшний день весьма актуальна.

В статье рассмотрены различные варианты технологий снижения бензола в бензинах каталитического риформинга. Одним из наилучших вариантов является использование процесса трансалкилирования бензола и фракции ароматических углеводородов С9+ бензина риформинга. В полученном бензине на 6,1% масс. меньше ароматических С9+, вызывающих нагарообразование в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания и увеличение выбросов сажи в атмосферу с отработавшими газами. Снижение содержания бензола и увеличение октанового числа получаемого бензина позволяют несколько снизить требования к неароматической составляющей, используемой при составлении композиций товарных высокооктановых бензинов. Приведены результаты проделанных опытов на различных катализаторах, выявлен наилучший – ТА-4. Показаны свойства исходного сырья и полученного бензина, дана сравнительная характеристика бензина каталитического риформинга и бензина, полученного при использовании процесса трансалкилирования. Предложена принципиальная схема осуществления процесса трансалкилирования с различными вариациями. Рассмотрены преимущества использования процесса трансалкилирования.

Ключевые слова


aromatic hydrocarbons;benzene;catalytic reforming;gasoline;internal combustion engines;octane number;transalkylation block;ароматические углеводороды;бензин;бензол;блок трансалкилирования;двигатель внутреннего сгорания;каталитический риформинг;октановое число

Полный текст:

PDF

Литература


Соловьев А.С. Технология получения компонента бензинов с пониженным содержанием бензола и ароматических углеводородов С9+ на основе риформата: дис…. канд. техн. наук: 05.17.07. Уфа: УГНТУ, 2003. 133с.

Касьянов А.А. Модернизация технологии каталитического риформинга: дис.… канд. техн. наук: 05.17.07. Уфа: УГНТУ, 2004.119с.

Введенский А.А. Термодинамические расчеты нефтехимических процессов. Л: Гостоптехиздат,1960. 576с.

Буй Чонг Хан. Получение высокооктановых автомобильных бензинов с пониженным содержанием ароматических углеводородов: дис.… канд. техн. наук. Уфа: УГНТУ, 2008. 143с.

Гайле А.А. Современное состояние и экологические проблемы российской нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии: учеб. пособие. СПб: СПб ГТИ (ТУ), 2012. 94с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2014-6-481-505

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.