ГЕРОИЧЕСКИЕ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ

А. А. Коршак

Аннотация


Помимо обеспечения вооружениями и боеприпасами значительную роль играет снабжение войск горючим. Во время Второй мировой войны в этой работе большую роль сыграли нефтепродуктопроводы.

Самым известным военным нефтепродуктопроводом в нашей стране является трубопровод, проложенный по дну Шлиссельбургской губы Ладожского озера в 1942 г. Он соединил блокадный Ленинград с Большой землей.

Весь цикл проектных и строительных работ был выполнен в очень сжатые сроки. Трубопровод был построен из труб, предназначенных для насосной эксплуатации скважин. Резервуары для нефтепродуктопровода нашлись на нефтебазе «Красный нефтяник», а насосы с необходимыми характеристиками – на одном из складов Васильевского острова. Работы велись столь скрытно, что противник так и не узнал о существовании Ладожского трубопровода. По нему в осажденный город было подано около 30% всего горючего, доставленного в город. Трубопровод проработал до снятия блокады.

Ранее бытовало мнение, что по Ладожскому трубопроводу в осажденный Ленинград перекачивали исключительно бензин. Однако собранные автором свидетельства позволяют сделать вывод, что на самом деле по нему транспортировали несколько нефтепродуктов прямым контактированием. Отсюда следует, что Ладожский нефтепродуктопровод стал первым в СССР трубопроводом, по которому была осуществлена последовательная перекачка продуктов прямой гонки нефти.

Наряду с Ладожским, в годы Великой Отечественной войны в СССР был построен нефтепродуктопровод Астрахань – Саратов. Строительство осуществлялось в прифронтовой обстановке, под постоянными бомбежками авиации противника. Не хватало труб, арматуры и оборудования. Поэтому пришлось полностью демонтировать 2-ю «нитку» нефтепровода Баку – Батуми, часть магистрали Грозный – Туапсе и 60-километровый участок нефтепровода Кош – Армавир. Трубопровод обеспечил доставку керосина, поступавшего из Махачкалы, на Увекскую нефтебазу и далее – в войска.

В годы Великой Отечественной войны для обеспечения Красной Армии горючим неоднократно использовались и сборно-разборные трубопроводы.


Ключевые слова


collapsible pipelines;fuel;La Manch;Ladoga lake;pumping station;Second world war;troops;войска;Вторая мировая война;горючее;Ла-Манш;Ладожское озеро;насосная станция;нефтепродуктопровод;сборно-разборные трубопроводы

Полный текст:

PDF

Литература


Шеин К.Г., Донгарян Ш.С. «Артерия жизни» для осажденного Ленинграда // Транспорт и хранение нефтепродуктов. 2005. №4. C.15-20.

Мальков И.А. Сооружение сварного бензопровода через Ладожское озеро // Строительство предприятий нефтяной промышленности. 1958. №1. C. 26-28.

Яблонский В.С., Белоусов В.Д. Проектирование нефтегазопроводов. М.: Гостоптехиздат, 1959. 292 с.

Трубопроводный транспорт нефти и газа: учебник для ВУЗов / Белоусов В.Д. [и др.]. Под ред. В.А. Юфина. М.: Недра 1978. 407 с.

Шор Л.Д. Фронтовые трубопроводы для снабжения действующей армии горючим // Строительство трубопроводов. 1985. №5. C.25-27.

Никитин В.В. 30 лет во главе службы горючего. М.: Воентехмет, 1999. 636 с.

Бланк С., Шинберг Д. По дну Ладоги // Новый мир. 1968. №2. С. 160-203.

Стеженский В.Л., Розанов А.Н., Богословский В.С. Бензинохранилища и бензопроводы. М.- Л.: ОНТИ НКТП СССР, 1935. 166 с.

Хрулев А.В. В борьбе за Ленинград // Военно-исторический журнал. 1962. № 11. C. 27-36.

Матусяк В. Трубопровод под Ладогой // Нефть России. 2005. №6. C. 119-124.

Шор Л. Военные годы: трубопроводы и склады горючего // Нефтяник. 1989. №8. C. 38-43.

Левин С.И. Трубопроводный транспорт. М.: Воениздат, 1960. 176 с.

Короткий Р.М., Лобанов В.А., Нейдинг М.М. Рудники Нептуна. Л.: Судостроение, 1896. 152 с.

Донгарян Ш.С., Шеин К.Г. Труба ведет к победе // Трубопроводный транспорт нефти. 2005. №2. C.36-39.

Шеин К.Г., Середа В.В., Данильченко И.Г. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов в годы Великой Отечественной войны // Транспорт и хранение нефтепродуктов. 2005. №4. C.10-15

Салихов Р. Трубопровод для победы // Трубопроводный транспорт нефти. 2010. №4. С. 37-39.

Фалькевич А.С. Сооружение сварного нефтепровода в условиях военного времени // Автогенное дело. 1944. №1. C.19-22.

Еременко П.Т., Воробьев Н.А. Развитие трубопроводного транспорта в СССР и за рубежом. М.: Недра, 1989. 166 с.

Ратуш П.П., Скворцов С.Н., Шилов Ф.И. Последовательная перекачка разных нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. М.-Л.: Гостоптехиздат, 1949. 75 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2015-2-52-71

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.