ДЕФИНИЦИОННЫЕ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (на примере направления «Нефтегазовое дело»)

О. Е. Зубкова, Э. Ш. Имаева, Н. Г. Вильданова

Аннотация


К преподаванию общетехнических дисциплин в высшей школе предъявляются повышенные требования. Изучаемая дисциплина у студента, особенно нерусскоязычного, ассоциируется с преподавателем, владеющим как техникой, так и культурой речи. Лексический компонент лекционного материала должен быть представлен в виде ключевых слов отдельной темы по предмету – терминов. Термины формируют свои языковые системы, определяемые понятийными связями профессионального знания.

Студенты направления «Нефтегазовое дело» изучают дисциплину «Теоретическая и прикладная механика», содержащую следующие модули: теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин и основы конструирования. Каждый из предыдущих модулей подготавливают студентов к усвоению последующих, которые составляют в свою очередь основу предметов узкой специализации. Многие термины приобретают уточнённое либо новое определение, кроме того, появляется необходимость обозначения тех же самых понятий другими символами. Овладение сформированной терминологической системой является одним из важнейших путей освоения студентами общетехнической дисциплины.

В статье показаны примеры разных дефиниций одного и того же термина, а также примеры одинаковых буквенных обозначений разных величин. Для обучающихся важно понимать, что сформировавшиеся фундаментальные науки имеют в своем арсенале множество учебных пособий, в которых различные термины обозначаются по-разному, что обусловлено этапами эволюции естественнонаучных и общетехнических дисциплин. В лекционном материале обобщённое понятие термина обязательно должно быть подтверждено чётким определением, формулой, соответствующим буквенным обозначением и единицей измерения данной величины. Усвоение и осмысление материала студентами возможно лишь при достаточно высокой их языковой компетенции, которая связана, прежде всего, с уровнем владения языком специальности самим преподавателем.

Ключевые слова


applied mechanics;definition;lecturer;machine parts;strength of materials;symbol;term;theoretical mechanics;детали машин;дефиниция;лектор;прикладная механика;символ;сопротивление материалов;теоретическая механика;термин

Полный текст:

PDF

Литература


Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 384 с.

Имаева Э.Ш., Вильданова Н.Г. Учебный терминологический словарь по теоретической механике. Уфа: изд-во УГНТУ, 2002. 105 с.

Имаева Э.Ш. Методы исследования хаотических систем: термины и определения. Уфа: ООО «Монография», 2006. 203 с.

Имаева Э.Ш. Преподавание теоретической механики в свете концепций современного естествознания//Россия и мир: вызовы времени: материалы международ. науч.-практ. конф. Уфа: изд-во УГНТУ, 2005. - Ч. 3. С. 240-243.

Имаева Э.Ш. Роль терминологических словарей в учебном процессе // Проблемы нефтегазовой отрасли: материалы межрегион. науч.-метод. конф. Уфа: изд-во УГНТУ, 2000. С. 220.

Имаева Э.Ш. Роль толкования ключевых слов лекционного материала // Проблемы строительного комплекса России: материалы /Х международ. науч.-техн. конф. //Строительство. Коммунальное хозяйство – 2006. Уфа: изд-во УГНТУ, 2006. Т. 2. С. 176-177.

Имаева Э.Ш., Сулейманова А.К. Учебный терминологический словарь по машинам и оборудованию нефтяных и газовых промыслов. Уфа: изд-во УГНТУ, 2001. 81 с.

Лариохина Н.М. Обучение грамматике научной речи и виды упражнений. М.: Русский язык, 1989. 160 с.

Клобукова Л.П. Обучение языку специальности. М.: изд-во МГУ, 1987. 80 с.

Ольховская А.И. Присловарная семантизация регулярной многозначности: понятие и лексикографическая процедура // Русский язык за рубежом. 2014. №3. С. 62-70.

Шляхов В.И. Глубинные структуры текста//Русский язык за рубежом. 2014. №4. С. 53-60.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ogbus-2014-5-391-403

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.