Апробация методики оценки стратегии развития вертикально-интегрированной нефтяной компании на примере ОАО «АНК «Башнефть»

Д. Р. Мусина, Ю. А. Кашеварова

Аннотация


В отличие от методической проработанности проблемы разработки стратегии компании вопросы оценки на данный момент проработаны недостаточно. В настоящее время наиболее эффективной концепцией стратегического менеджмента является распространенная в западных корпорациях система сбалансированных показателей (это концепция управления компанией, ориентированная на перенос и декомпозицию стратегических целей для планирования деятельности и текущий контроль их достижения). В статье предлагается методика оценки реализации стратегии вертикально-интегрированных нефтяных компаний с помощью сочетания SPACE – метода и сбалансированной системы показателей, раскрываются основные этапы реализации методики, специфика подхода применительно к вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, отличие методики от существующих подходов, достоинства и недостатки метода. Представлена стратегическая карта (наглядное изображение стратегии, которое отражает, как интегрированные и скомбинированные цели складываются в единую стратегию), разработанная специально для вертикально-интегрированных нефтяных компаний, с выделением: финансовой составляющей, внутренних бизнес-процессов(которые в свою очередь делится на сектор Добычи и сектор Переработки), и показатели инновационной активности, социальных и природоохранных программ. Предлагаются ключевые показатели, по которым можно оценить насколько реализуется заявленная стратегия. В статье четко прослеживается механизм реализации предложенной методики, начиная с момента составления стратегической карты до получения итоговых профилей, по которым можно судить о степени реализации стратегии компании.

Ключевые слова


a strategic map;business units;key indicators of efficiency;the balanced system of indicators;the strategy;the vertically integrated oil company;бизнес-единицы;вертикально-интегрированная нефтяная компания;ключевые показатели эффективности;сбалансированная система показателей;стратегическая карта;стратегия

Полный текст:

PDF

Литература


1. Лапыгин Ю.Н. Теория организации. М.: Инфра-М, 2007. С. 100

2. Нортон Д., Каплан Р. Система сбалансированных показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, Библиотека IBS, 2003. С. 45

3. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. М.: Олимп-Бизнес. 2005. 235 с.

4. Внедрение сбалансированной системы показателей/ Horvath&Partners; 2 изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 120-125

5. Байков Н. Топливно-энергетический комплекс // Мировая экономика и международные отношения. 2004. №12. С. 96–104.

6. Фридаг Х., Шмидт В. Сбалансированная система показателей. Пер. с нем. М.: Омега-Л, 2011. С. 94-102

7. Концепция стратегического управления General Electric/Mckinsey. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16/article_452.

8. www.bashneft.ru


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.